главная


Стремясь овладеть марксизмом…

  Стремясь овладеть марксизмом, Волошин утверждает: «Нет иных законов развития, кроме железных законов экономики, сформулированных К. Марксом... Поэтому Россия должна стать во главе мировой социальной культуры. Поэтому и мне «большевизм особенно близок». Критик П. Константинов в заметке «Огневые знаки» приходит к выводу: «Лик — многоличие России, данные Буниным и Блоком,— решительно недостаточны, если мы забудем стихи о России и Революции Волошина». По словам Константинова, Волошин — «поэт — неудержимо поднимающийся, растущий, вырастающий в своеобразного гиганта на «диком поле» цветущей русской поэзии».

  Становясь на позиции реализма, Волошин стремился постичь и выразить в творчестве смысл Великой Октябрьской социалистической революции. Вместе с группой советских писателей — В. Катаевым. А. Толстым, С. Есениным, Л. Соболевым, М. Пришвиным, И. Тихоновым — Волошин в мае 1924 года подписал письмо, адресованное в ЦК партии: «Мы считаем, что пути современной русской литературы, а стало быть, и наши — связаны с путями советской послеоктябрьской России».

  В 1931 году Волошину была назначена персональная пенсия как члену Всероссийского союза советских писателей, о чем говорит вырезка из газеты «Красная новь», помещенная в экспозиции.

  11 августа 1932 года поэта не стало. Его последними словами были: «Рождение и смерть - это так просто». По завещанию Волошина похоронили на горе Кучук-Енишар, на том холме, откуда открывается неповторимый вид на весь Коктебель с его синими горами и голубым морем. А. Г. Гаричевский вспоминал: «Место им было точно указано, с просьбой, чтобы на могиле максимум простая плита и круглая скамейка на двоих. За полчаса до выноса с Максом прощался весь Коктебель. Рыдали совсем мне незнакомые люди. Огромная толпа проводила линейку до могилы. Там перед опусканием гроба были прочитаны «На смерть Гете» Баратынского и Максино стихотворение «Коктебель…».

  С. Наровчатов, высоко оценивая творчество Волошина, писал: «Без поэзии Максимилиана Волошина будет неполным представление о русской поэзии начала XX века и, скажем больше, о советской поэзии первых лет революции. Ибо поэт, разделивший в тяжелые годы гражданской войны судьбу своего народа и своей страны, искренне вставший на сторону Советской власти, скончавшийся на родном, а не на чужом берегу, может и должен быть включен в широкое русло советской поэзии со всем многообразием ее талантов».