Весной 1901 года Волошин уехал в Европу, поселился во французской столице и на долгие годы связал свою судьбу с этим городом. Главное стремление — пополнить запас знаний, определиться в жизни. Единственный серьезный интерес в те годы — искусствоведение.
Полный внимания к окружающей действительности, людям, литературе и искусству, Волошин стремится
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
Жизнь Волошина в Париже разнообразна и насыщенна. Он бывает на лекциях в Лувре, рисует в академии Ф. Коларосси, занимается в Национальной библиотеке, ходит в театры. Решив писать «только о новейших течениях в искусстве», совершенствует свой французский язык, задумывает ряд очерков о современных европейских писателях и художниках. Посещение лекций в Сорбонне и Высшей русской школе позволяет ему сблизиться с рядом профессоров, а знакомство с
хамбо-ламой Агваном Доржиевым пробуждает интерес к буддизму.
Постепенно Волошин вошел в художественную жизнь Парижа. На него обратили внимание, оценили эрудицию, вкус, талант, душевное благородство, и вскоре он стал секретарем кружка русских художников «Монпарнас».
Он познавал Париж, и его волновало все: сокровища готических соборов, башня Эйфеля, старые каштаны, толпы прохожих и даже осенний дождь. Он влюбился в Париж, и эта влюбленность навсегда запечатлится во многих его поэтических сюжетах и образах.
Осень... осень... Весь Париж,
Очертанья сизых крыш
Скрылись в дымчатой вуали.
Расплылись в жемчужной дали. |