Мастерская поэта… Это звучит сегодня так же легендарно, как имя самого Волошина. Нет, пожалуй, ни одного мемуариста, который бы не упоминал о ней, не помнится ни одного устного рассказа о Доме поэта, который не начинался бы с трепетных слов о мастерской. И это не случайно, она — живая частица, живой уголок, утвердившего себя в вечности необыкновенного проявления человеческого духа.
Мастерская Волошина — это обиталище его неуемно бьющейся творческой страсти, средоточие замыслов, место их реализации в слове и краске. Ее строительство завершилось в 1913 году. «Была большая просторная комната,— вспоминает Марина Цветаева,— со временем Макс надстроил верх, а потолок снял,— получилась высота в два этажа и два света. Внизу была мастерская, из которой по внутренней лестнице наверх, в библиотеку, расположенную галереей». Достраивая мастерскую, Волошин преследовал две цели: завершить архитектурный ансамбль дома и создать удобное место для творческого труда.
Здесь много пространства и света. Благодаря удачному расположению окон, солнце весь день попадает в помещение. Внутренние створчатые ставни помогали сдерживать его вторжение и регулировать освещение. Большая высота и потоки солнечных лучей создавали подобие пленэра, на котором легко дышится и работается. Это ощущение было крайне важно для Волошина, писавшего свои акварели по памяти. Устранение эффекта замкнутого пространства расковывало чувство, стимулировало творческое воображение, настраивало на «пленительную легкость» (А. Бенуа). Иллюзия работы на открытом воздухе усиливалась тем, что, по словам А. Цветаевой, «четыре высочайших полукруглых, узких окна, обходящие пятигранно башню», открывали глазу чудесную панораму: от горы Кучук-Енишар на востоке до горы Кок-Кая на западе, обращенной к морю профилем поэта. А посередине — Коктебельский залив и вечное Киммерийское море. |