главная


ПЕВЕЦ КИММЕРИИ

  Современные Волошину живописцы, литераторы, увидев его работы послеоктябрьского периода, были поражены. А. Головин вспоминал: «Для меня было открытием, что Волошин превратился в настоящего художника. Он и прежде занимался немного рисованием, теперь уже увлекся акварельной живописью и достиг в этой области больших успехов». Горячо откликнулся па выставку акварелей поэта А. Н. Бенуа (они были дружны с 1905 года). «Среди этих мотивов любимый его Коктебель, с его скопищем странных сопок, с его берегом из драгоценных камней, стоит особняком… Это уже не столько красивые вымыслы на темы заимствованные у действительности, сколько какие-то сны. Или же это идеальные декорации, в которых под нагромождением облаков и среди пугающих скал могли бы разыгрываться пленительные легендарные небылицы».

  Эти мысли вполне перекликаются с тем, что когда-то говорил о живописцах Волошин: «Они открывают в мире образы, которых никто не видел до них». Поэтому, подчеркивает он тут же, художники — «глаза человечества», которые обязаны верить, что «Земля, как и человек, способна видеть сны».

  Свою точку зрения высказал художественный критик и литературовед Э. Ф. Голлербах: «...художник и поэт в нем почти равносильны и, во всяком случае, конгениальны. Если бы когда-нибудь удалось осуществить безупречное полихромное воспроизведение пейзажей Волошина в сопровождении стихов автора, мы имели бы исключительный пример совершенного созвучия изображения и текста».

  Из-за невозможности «объять необъятное» остановимся на анализе одной из лучших работ «Киммерийской темы» Волошина. «Холмы пустынь и синих гор зубцы. Вечернею увенчанные славой» — таково нынешнее название акварели, написанной художником 23 августа 1926 года (стихотворную подпись подобрал В. А. Мануйлов). Надпись па ней гласит: «Дорогому Сергею Васильевичу — память о мрачном и торжественном Коктебеле». Нет сомнения, что речь идет об историке литературы, переводчике С. В. Шервинском. С поэтом его связывала большая человеческая дружба.