Волошин строит дом в 1903 году буквально на берегу моря. Ему 26 лет. У него широкий круг друзей на родине и за границей. С каждым днем растет его известность как критика и поэта.
Нужен свой угол, который бы напоминал чем-то ателье Кругликовой на Монпарнасе в Париже, то есть стал бы местом добрых встреч и творческого общения. Первый вариант дома не вполне устраивал Волошина. В нем не было ни своего архитектурного облика, ни внутреннего комфорта, ни поэтического колорита. В 1912 году Волошин приступает к его реконструкции и, примерно за год, пристраивает к нему мастерскую. Дом разительно преображается и становится таким, каким выглядит сегодня.
В нем изначально все задумывалось (предание гласит, что Волошин строил его по собственным чертежам) так, чтобы гостей размещалось побольше и чтобы отдыхалось и работалось им поудобнее. Не случайно из 22-х комнат дома более 15 отводилось для гостей, заезды которых начались еще до его реконструкции. Приезжие, как правило, обитали на первом этаже, где, как соты, располагались маленькие комнаты. Каждого гостя Волошин старался поселить отдельно.
Проживали все бесплатно. Когда гостей случалось много, хозяин размещал их и на втором этаже, то есть на своей половине. Места хватало всем. Одна из комнат долго сохраняла название «гумилевской» — в ней останавливался Николай Гумилев в 1909 году. Тогда же отдыхала у Волошина и Елизавета Дмитриева (более известная под псевдонимом Черубина де Габриак), отклонившая ухаживания Гумилева. Последний, по словам А. Н. Толстого, с иронией встретил любовную неудачу и в продолжение недели занимался ловлей тарантулов, носил их в спичечных коробках и устраивал потешные бои. Затем заперся у себя в чердачной комнате и написал пролавленных «Капитанов».
Чердак дома любили многие, в частности, К. Бальмонт, В. Брюсов, Вс. Рождественский, А. Белый. Нередко Волошин устраивал своих гостей в каюте Таиах — под гипсовым бюстом древнеегипетской царевны в мастерской. Одним словом, по необходимости дом обживался снизу доверху. |