В 1908 году Волошин знакомится с А. Н. Толстым, и уже в следующем году тот приезжает в Коктебель. В экспозиций Дома-музея находятся первые поэтические сборники Толстого с дарственными надписями. В них немало строк, навеянных Коктебелем.
Не без влияния Волошина Толстой совершает решительный шаг: переходит от стихов к прозе. В Коктебеле он ощущает на редкость творческую обстановку, в которую органически вписывались шутки, розыгрыши, маскарады. Толстой не только не отказывался от них, но и сам был их активным участником и заводилой. В Доме поэта он написал несколько рассказов, начал роман «Егор Абозов», сочинял «Сорочьи сказки». В «Краткой автобиографии» 1943 года Толстой признавался: «Близостью к поэту и переводчику М. Волошину я обязан началом новеллистической работы. Летом 1909 года я слушал, как Волошин читал свои переводы из Анри де Репье. Меня поразила чеканка образов. Символисты с их исканием формы, и такие эстеты, как Репье, дали мне начатки того, чего у меня тогда не было и без чего невозможно творчество: формы и техники». Можно лишь добавить, что Волошин натолкнул Толстого и на тематику ранних произведений. Речь идет о цикле рассказов и повестей «Заволжье». Именно с этой книгой А. Н. Толстой и вошел в русскую литературу.
В мастерской Волошина есть одна реалия, на которую нельзя не обратить внимания. Это конторка, подобие кафедры, за которой работал Толстой. Известно, что он мог писать только стоя, при наличии стопки белой бумаги и стаканчика с остро отточенными карандашами. Волошин знал эту слабость молодого тогда еще писателя и создал для него необходимые рабочие условия. Конторку поэт сделал своими руками. |