главная


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КОЛОНИЯ

  Лето 1923 года ознаменовалось первым, по сути, съездом гостей в волошинский дом после революции. В письмах этого года к Вересаеву Волошин пишет, что он «чувствует необходимость как-нибудь легально закрепить за собой право устройства у себя в доме бесплатного «дома отдыха». «Я не хочу никаких субсидий, никакой помощи,— пишет далее поэт,— а только официального права устройства «художественной колонии».

  Мечта Волошина сбылась. Собственно, и до революции дом всегда был полон. Но в то лето произошло нечто большее: из былого «обормотника» Дом превратился в своеобразную здравницу. Среди литераторов, «причастившихся» к Коктебелю в этом году, были К. Чуковский, Е. Замятин, М. Шкапская. Весной следующего приехали В. Брюсов, А. Белый, Л. Гроссман, А. Глоба, А. Адалис и другие.

  Тогда же на постоянное жительство в Феодосию прибывает А. Грин, который потом не раз посещал Коктебель. Волошин радуется. В письме Вересаеву сообщает: «Мое лето было очень удачное... в смысле осуществления моего Дома отдыха. У меня перебывало за лето около 120 человек... В смысле общего духа было очень хорошо и удавалось создать семейную близость и единодушие». Комнаты, как всегда, Волошин предоставлял бесплатно. Все были на равных правах, смысл отдыха составляло духовное общение. В совместных прогулках и беседах, реферативных чтениях возникал своеобразный дружеский коллектив. Кроме названных выше, в то лето в Коктебеле отдыхали поэт Г. Шенгели, актриса Е. Букова, художник К. Богаевский, народоволец И. Зелинский, писательницы Н. Манасеина и П. Соловьева. Вечерами собирались на плоской крыше, под коктебельскими звездами читали стихи, исполняли песни. Чуковскому особенно запомнилось чтение Волошиным «Протопопа Аввакума». На собственные мотивы пела песни на стихи мужа М. С. Волошина.