главная


ВОИНА И РЕВОЛЮЦИЯ

  В 1914 году по приглашению М. С. Сабашниковой Волошин едет в Германию. О начале войны узнает в Будапеште и воспринимает ее как величайшую мировую катастрофу, чреватую неисчислимыми бедами для человечества. Запятая им твердая антивоенная позиция особенно показательна на фоне шовинистических настроений, вспыхнувших среди русских и европейских писателей самых различных ориентации. В его произведениях военных лет звучит подлинная, живая боль за все израненное, обезумевшее человечество. Глубокие переживания, вызванные убийством людей, разрушением памятников культуры, найдут отражение во втором его поэтическом сборнике «Anno mundi ar-dentis. 1915» («В год пылающего мира. 1915»).

  М. Волошин знал цену и силу эмоционального воздействия искусства на человека. Поэтому он стремился к тому, чтобы его творчество было наполнено гуманистическими мотивами, чтобы оно способствовало преодолению самой войны, а не противника. В 1916 году поэт был вынужден вернуться в Россию: он не хотел оставаться на положении дезертира. На имя военного министра Волошин направил письмо, в котором в резкой форме обосновал свой принципиальный отказ от участия в кровавой бойне. Этот документ был необычным в военной ведомственной практике и мог бы навлечь на автора исключительную меру наказания. Но из-за больной руки и астмы, которой Волошин страдал с детства, военно-врачебная комиссия признала его непригодным к службе.

  Лето и осень 1916 года Волошин провел в Коктебеле. В мае 1917 года завершил подготовку к изданию сборника «Иверни», который вышел в следующем году. Все жанры творчества Волошина внутренне связаны между собой, но в основе всегда оставались поэтическое начало. Один из экземпляров этого сборника, который можно увидеть в экспозиции, Волошин иллюстрировал своими акварелями. Точно так же философско-исторические и художественно-критические сочинения Волошина, при всей глубине и силе их концептуальных идей, зачастую воспринимаются как стихотворения в прозе.