Первые поэтические опыты были чисто подражательными. В них влияние тех, кого любил: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Гейне, Ленау, Фрейлиграта. Волошин часто читал стихи товарищам, те их одобряли, но, как он скажет позже сам, ощущался глубокий скептицизм но отношению к самому себе, а потому не появилось желания скорее выступить в печати. Хотя первое стихотворение Волошина было опубликовано в 1895 году (посвящено памяти директора Феодосийской гимназии В. К. Виноградова), сам поэт никогда не считал это своим поэтическим дебютом. Он всегда обращался к 1903 году, когда в журнале «Новый путь» появилась подборка его стихов. Но этому предстояли «скитания и блуждания по путям и перепутьям человеческой культуры».
Когда судьба забросила его в Среднюю Азию, он был рад возможности познать новую культуру. Волошин в те дни много ездил, старался все увидеть своими глазами, найти близких по духу людей. На фото в экспозиции он запечатлен с группой новых знакомцев. Один из них — редактор газеты «Русский Туркестан» И. И. Гейер, большой знаток Средней Азии, автор «Путеводителя по Туркестану». Он помог Волошину лучше и глубже познать край, печатал его заметки, статьи, стихи. Вырезки из газеты с публикациями молодого поэта тоже представлены в музее. «Полгода, проведенные в пустыне с караваном верблюдов,— писал он,— были решающим моментом моей духовной жизни. Здесь я почувствовал Азию, Восток — древность, относительность европейской культуры». Он смотрит на всю европейскую культуру ретроспективно — с высоты азиатских плоскогорий.
В Азии и приходит решение «уйти на Запад — в Париж, на много лет учиться: художественной форме — у Франции, чувству красок — у Парижа, логике — у готических соборов, средневековой латыни — у Гастона Париса, строю мысли — у Бергсона, скептицизму — у Анатоля Франса, стиху — у Готье и Эредиа». |